Вернувшись из паломнической поездки в Пюхтицкий
Монастырь, "тетка" рассказывала о своей встрече с Патриархом.
- "Идет он мимо меня..., а глаза такие добрые и голубые - голубые..."
(Не знаю, были ли у Святейшего в тот момент добрые глаза, но голубыми
уж точно нет. Они у него от природы темно-карие... Но
может мне стоит сходить к окулисту?).
Поездка в Лавру - настоящий подвиг! Конечно сейчас не то что
встарь - пешочком, но переполненная пригородная электричка тоже, знаете
ли, совсем не плохо.
В вагоне кроме нас ехало еще несколько паломников, одну же мы лицезрели
довольно близко - она, эта очередная адептка мракобесия,
заняла место в соседнем купе и сидела к нам лицом. Резво вбежав в
вагон и удачно растолкав конкурентов, она плюхнулась у окна и, скорчив
невыносимо постную харю, стала обживать новое место. С аппетитом
умяв размоченную в воде служебную просфору, она вполне была готова
к подвигу и приступила к спасительному чтению.
Через две-три остановки чтение по себя сменилось на громкий шепот,
а потом и на невнятный речитатив. Мы с моим спутником вступили в
увлекательнейший богословский спор, пытаясь угадать, что же читает наша
благочестивая попутчица... Я стояла за известную дорожную книгу русских
странников "Псалтырь", а мой оппонент - за акафист Моисею Угрину, избавляющий
от плотских страстей. За мою версию был шрифт и размер книги, за его -
весь облик благочестивой чтицы.
Увы, я проиграла. Мужик - огородник попросил ее потесниться,
а она возмущенно спросила зачем он "подкатывает к ней свои яйца", чем одновременно
и возмутила и умилила сидящих напротив нее веселых туристов с байдаркой
и гитарой. Несчастные! - Они осмелились смеяться над словами нашей
богомолицы! И кара настигла их незамедлительно... Спустив
очки к носу и бегло оглядев их заводилу-блондинку, пророчица коротко рявкнула:
"Молчи! Сучка неудовлетворенная!" ...И продолжила свое чтение. Веселая
компания на глазах теряла азарт, который и совсем исчез от следующей фразы
смиренной попутчицы, обращенной к дамскому защитнику: "Молчи! Член неудовлетворенный!"
Разнообразием она их не баловала , но битву решительно выиграла.
Радости же моего знакомого не было границ. "Я же говорил, я же говорил!
- Она же сумасшедшая, вы в Лавре таких много увидите!"
Наталья при поступлении в богословский институт много читала и, как
это часто бывает с абитуриентами, слегка перенапряглась. В результате в
одном из теологических трактатов она обнаружила "притчу о сУчке",
приведшую ее в некоторое замешательство. При более детальном рассмотрении
текста оказалось, что речь идет об известной притче "о сучкЕ и бревне".
Монолог старой прихожанки.
... Вы чито ж думаете - попы - не люди что ли?
А они - люди... Я вот раньше молода была, в деревне жила...Это сейчас мне
девяносто четыре года, а тогда семнадцать было... Во как! Я тогда тоже
думала, что они не люди и под рясой у них ничего нет... А я тогда молода
была и ничего не знала... Иду я как то по деревне, а он стоит, задрал рясу
и ссыть... Попы - они тоже - люди!
Один батюшка рассказывал, что по приезде в семинарию на сессию, встретил
своего друга и коллегу, подавленное состояние которого просто бросалось
в глаза. Решив узнать причину грусти он стал задавать ему вопросы
о здоровье, о приходе, о погоде и доходе ... Но на все получал
вежливо-равнодушное "хорошо". Вывел его из этого состояния только вопрос
о здоровье его жены. "А что ей сделается,
матушке-то !" - возмутился собеседник.
Некая дама пользовалась известной благосклонностью
одного Владыки...,а потом и его ближайшего окружения. Ее так и называли
- ПЕРЕХОДЯЩЕЕ КРАСНОЕ ЗНАМЯ ЕПАРХИИ.
Егозливая старушка Прасковья видного места в приходской иерархии
не занимала, но должность имела хлебную - приглядывала за каноном. Придут
люди - суетятся, робеют, что делать - не знают... А баба Поля уж тут как
тут: свечки переставляет и советом помогает. Ну а если у пришедших
в руках что съедобное, ткнет старушонка в снедь сухеньким перстом и спросит:
"А енто чито? - Енто мине?" Прихожане тут, бывало, заробеют, мнутся,
говорят, что не знают, просят посоветовать как, правильнее то сделать...
Баба Поля кивнет с пониманием и прошамкав: "Значить енто мине...", ловка
приберет все к рукам. Лучшее она складывала в сумку-тележку, которую исправно
доволакивал до дому ее внучек-балбес, что похуже - отстегивала ящику и
настоятелю, до трапезной же при такой системе распределения доходили только
нетранспортабельные пакеты с мукой, хлеб и жалкая россыпь засохшей карамели.
Однажды бабе Поле оставили коробку конфет для передачи батюшке -
имениннику. После службы смиренный пастырь осведомился о подарке на ящике,
откуда его прямиком послали в бабеполину епархию. Старушка все отрицала,
говорила, что никто де ей ничего не передавал. И даже после того как ее
носом ткнули в надпись на коробке - "Передать отцу Василию", она только
с недоумением сказала: " А чито ж они сказали, чито енто мине ?"
Экзальтированная дама-казначей жаловалась на своего настоятеля
юристу епархии. Он слушал ее, слушал и посоветовал. "И что это Вы все ссоритесь
с пастырем? - Нехорошо это, не по-божески! Подойдите к нему,
погладьте его по головушке и скажите: " Бат-тюш-шка, давайте жить
дружно, давайте делиться деньгами, а то я вам бумаги
подписывать не буду!"
Шустрая дама-архитектор с ехидным прищуром всматривалась в лицо некогда
порядочной и образованной женщины, а ныне, глухо свихнувшейся
на почве неразделенной любви к попу, дуркующей ризничей
Валентины.
- Кого же Вы мне напоминаете?... Лицо очень
знакомое!
- Да васнецовскую "Аленушку" , - охотно
откликнулась Валентина - мне все про это говорят !
Приходская кухарка в философическом умонастроении:
Когда была молодая, глупая там и комсомолка всякая , я думала, что
«Поп» - это ругательство. А это оказывается не ругательство , а «пастырь
овец православных».