Ну зачем скажите на милость приходят в присутствие накануне больших
праздников? Конечно же не за тем за чем я! Ведь никто ж к владыке с просьбами
и делами сегодня не прется. Одна я. Да что говорить - самой противно.
А Владыка он хоть и добрый, но чуткий! За версту понял, что я к нему
не с поздравлениями, а с просьбами. Так что отцы-настоятели и старосты-благодетели
идут впереди меня дружными рядами.
И ведь какие все веселые. Обычно на приеме у викария все сидят скорбные
и злобные в атмосфере полнейшего молчания. У всех дела, сложности, разборки
и проблемы ... И на таком унылом фоне архиерею мои просьбы не в тягость,
а в радость. Всегда ведь по-человечески отнесется: пригласит в кабинет
вне очереди. И ему полезно от объяснений и жалоб отвлечься и мне приятно
в присутствии не толкаться. А сегодня просто на удивление все общительны
и игривы...Вон напротив меня сразу несколько развеселых и улыбчивых отцов.
Вы знаете этого батюшку? Он вам нравится?» - обратился ко мне неизвестный
с красивым крестом и академическим значком клирик. Посмотрела. - Ну что
ж - батюшка хороший. Гладкий такой и справный, а если судить по улыбке,
то еще и кокетливый. Мне такие нравятся. Вон и пальтишко у него архиерейское
и волосы вымыты - не мракобес одним словом. (Это я пока про себя говорила.)
А собеседник продолжал толи над собратом подтрунивать, толи меня
в разговор втягивать.
«А вы знаете, что он фокусник, знаменитый маг и волшебник? Он почти
как Господь Бог! Мне Бугаевский его все время в пример ставит, говорит:
«Учитесь у отца Иринарха, он из ничего забор строит!» Представляете: -
«из ничего» забор!»
Неочудотворец решил вступить в разговор. и поведал историю о строительстве
«забора из ничего». Все оказалось не так и интригующе. Всеведающий Бугаевский
просто не знал о наличии на приходе кирпича, что, по моему скромному разумению,
непростительно для его всекомпетентного имиджа. А вот «чудеса» у
батюшки на приходе все таки происходят. Сам признался. «По слову моему
из Храма все прихожане порой исчезают. - поведал он. Как объявлю вечером,
что наутро кирпич привезут и надо его разгрузить, так на следующий день
- на службе никого! Несколько лет назад такого не было, люди всегда помогали.
- А ты бы, отец, им сказал как в той книжке... Я тут недавно
одну брошюрку раскопал, дореволюционную, пояснил Богослов. Так там одной
женщине Богородица во сне явилась и спрашивает ее, что де, мол, я тебе
помогала? Та отвечает, что помогала. А теперь, говорит Богоматерь, раз
я тебе помогала, и ты мне пособи: строй Храм в мою честь. Вот так все просто:
раз я тебе помогала, то и ты мне помоги!
А богослов опять перешел на личности. «Видите какие у нас монахи!
Они умные. Ты уже поди загонщиком скота стал? Это архимандритом, значит»
- пояснил он мне. А тут уж и я ни с того ни с сего брякнула, что по имеющимся
у меня сведениям их, то есть «загонщиков скота» называют еще «архибандитами»
и «хандримандритами». Неизвестный весело хмыкнул, а отец Иринарх перехватил
инициативу.
-Нет я еще не архимандрит, а игумен.
-Ну, значит скоро будете! Живо подхватил неизвестный. Вы же монах.
А монахи они - умные, не то что мы с вами (кивок в мою сторону)...
Иринарх и тут запротестовал. Де мол это Вы, батюшка, умный и книжки
пишите. А о нас игуменах знаете как говорят? Ну уж не знаете! - Это ж все
знают. Говорят: «Игумен, а не умен!» Вот и я такой же.
И рассказал о каком то работавшем в Лавре человеке, который якобы
так всегда и говорил: «Ты- игумен, а не умен, а я - умен, да не игумен!»
- Вот-вот! Я же говорил, что монахи умные, а главное - скромные!
Ну посмотрите же на него и скажите, что он вам нравится!
Конечно же нравится! Вот только имя... (Это уже я с душещипательной
историей.)
Имя «Иринарх» мне далеко не безразлично. Дело в том, что я
родилась в день памяти Иринарха Ростовского и к носителям этого имени относилась
с трепетным и нежным чувством. Тем паче, что никаких женских имен в этот
день в святцах нет, а остальные мужские рассчитаны явно не на мое косноязычие.
И вот однажды, когда я еще работала в Бюро по охране памятников Подмосковья,
мне пришлось поехать в командировку на приход, где настоятельствовал некий
иеромонах Иринарх. К тому времени у меня уже имелся определенный опыт расчета
оптимального времени визита к отцам настоятелям. Для этого надо было узнать
когда начинается служба и прибавить полтора-два часа. Этот несложный расчет
позволял мне появиться в Храме где то между «Иже Херувимы» и молебном,
что было весьма удобно. Служебные вопросы при этом решались в первой половине
дня и далее я была абсолютно свободна. Но с отцом Иринархом эта схема не
сработала! Во-первых моя поездка совпала с праздником Воздвижения, а во-вторых
приход оказался единоверческим. Служба у них началась в семь утра, я приехала
в одиннадцать ... Часа в два начался водосвятный молебен, на котором
мне на голову вылили три пригорошни холодной воды (что замечу весьма ощутимо
в не отапливаемом помещении в конце сентября). Я, вопреки чаяниям настоятеля,
после этого душа не исчезла, а для себя поняла всю пагубность макияжа на
службе... По окончании молебна батюшка затеял отпевание, длившееся где-то
около двух часов. Домой я из этой поездки прибыла часов в семь и к отцам
Иринархам с тех пор отношусь недоверчиво и настороженно.
Присутствующие в приемной мне посочувствовали. А игумен сказал, что
такие ревностные встречаются не только среди старообрядцев ... «К одному
моему знакомому прислали такого второго священника, эдакова любителя долго
послужить. И сколько уж ему замечаний не делали, а все не помогало. Однажды
ему пришлось отпевать какого то бандита. Он как обычно стал вычитывает
все, что только можно вообразить... Это то и привычному человеку трудно
выдержать, а уж родственникам и соратникам того покойного разбойника и
вообще тягостно. И вот от дозатягивал до того, что один из бандитов не
выдержал, достал пистолет, сунул его батюшке под нос и говорит: «Слушай
сюда в натуре! Если ты через десять минут не закончишь - ляжешь рядом с
ним!» И надо сказать - подействовало как нельзя лучше. Настоятель, мой
друг, всегда с теплотой вспоминал этот случай: «Спасибо бандиту - отучил!»
И тут неизвестный богослов испортил все веселье. «А владыка он как
сегодня? - Выглядывает или по очереди принимает?»- спросил он. Пришлась
спуститься на землю и пояснить, что Владыка сегодня «выглядывает» и приглашает
всех кроме меня. Что я уже сегодня сижу и сижу, пропускаю и пропускаю ...
А духовенство такое разговорчивое, а Владыка перед праздником очень коварен.
Ну очень!
Игумен пообещался пропустить, неизвестный же сказал, что женщин
первыми только в пещеры запускают: смотрят выживет или нет. А молчавший
до этого молоденький попик вклинил свое частнобогословское мнение: «как
кошку в квартиру».
Неизвестный Богослов принялся опять петь хвалебные песни монахам.
Говорит, монахи - они веселые и находчивые. Вот он нам сейчас какую-нибудь
историйку к случаю расскажет.
И что ж вы думаете, рассказал...
Это скорее не история, а иносказание. Одна старуха пришла к архиерею
и говорит:
«Владыко-святый! Вот мне сегодня во сне было видение Богородицы.
И Богородица велела мне идти к тебе, Владыко. Сказала, что приду к тебе,
а ты мне триста рублей даш!» Архиерей ее после и спрашивает, в котором
часу ей видение было.
- В полночь, отвечает старуха
- а мне, говорит архиерей, Богородица явилась под утро. И сказала,
что ежели придет к тебе такая то бабка - гони ее, владыко, взашей.
Во такая история...
Отсмеявшисть, Богослов выступил с ответным словом.
Мой отец, священник, часто любил рассказывать такую притчу. Одной
бедной и благочестивой женщине явилась во сне Богоматерь и говорит, де
мол что же ты спишь. Выходи скорей на улицу там у твоего забора лежат две
мои свиньи ... Женщина вышла на улицу и кого же она там обнаружила? Двух
уснувших пьяных монахов! Рассказывая это отец, всегда обращал внимание,
что Богоматерь назвала их хоть и свиньями, но тем не менее своими!
Богоматерь вон как трогательно к инокам относиться и мы с вами так
же должны. Вон на некоторых службах иеромонахи едва рукоположенные стоят
впереди митрофорных протоиереев со всеми их наградами! Так я говорю, отец
Иринарх?
- Так, батюшка, так ... Правда я считаю, что на службе должны стоять
по наградам и заслугам. Я однажды служил в гостях и меня тоже вперед
награжденных отцов поставили, а когда я перешел, меня так сильно обратно
толкнули, стой мол и не рыпайся...Оглянулся - позади меня такой инок-бугай
стоит, что я уж решил более инициативы не проявлять.
«Да, продолжил беседу Богослов, есть среди духовенства богатыри.
Рассказывали один случай о том как на одного дьякона напали два хулигана.
А он возьми и столкни их лбами: один из нападавших сразу же и преставился..
Вот как в жизни бывает: ему бы их с его то силищей по кустам раскидать,
а он лбами...А ему же бедолаге после этого нельзя служить... По канонам
даже за нечаянное убийство священнослужитель в запрете. Вот такая история...
В это время наконец то появился владыка. Но лезть поперед батьков
после таких разговоров как то расхотелось. Впрочем меня и не приглашали.
Одно слово - праздник!